Диагностические методики оценки уровня мышления

Методики диагностики уровня мышления

Диагностические методики

Диагностическая программа необходима для определения особенностей развития и обучения детей с различными формами нарушений развития или дефектами.    


Диагностика уровня развития словесно-логического мышления для детей младшего школьного возраста


«Расскажи по картинке» 

Методики диагностики уровня мышления

О методике:

Автор: по методикам Лалаевой Р. И. Серебряковой Н.В.

Источник: Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — С.-Петербург; «Союз»,  1999. — 158 с.

Цели:
1. Определение умения целостно и связно организовывать речь;
2. Оценка активного словарного запаса ребенка.

Для кого: дети с речевой патологией различного генеза

Оборудование: распечатанные серии цветных картинок, протокол для записей.

Процедура: ребенку предлагается одна из серий сюжетных картинок. Задачей ребенка является составление полного и целостного рассказа о том, что он на ней наблюдает. Частота всех употребляемых частей речи заносится в протокол.

Анализируемые показатели:

I. Соответствие рассказа изображаемой ситуации; целостности; наличия всех смысловых звеньев, правильной их последовательности; характера языкового оформления; грамматической правильности предложений, наличия связующих элементов между предложениями;
II. Количество и качество употребляемых в процессе рассказа частей речи.

Оценка (I) целостности и связности речи:

3 балла (высокий уровень). Самостоятельно составлен связный рассказ, который соответствует изображенной ситуации. Имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звеньев; последовательность сюжета не нарушена; не отражены лишь некоторые причинно-следственные отношения, незначительно страдает смысловая целостность. Грамматическая стройность речи не нарушена.

2 балла (средний). Рассказ в значительной степени соответствует изображенной ситуации. Однако а) отдельные смысловые звенья (1-2) искажены; б) основные смысловые звенья имеются, но нарушена последовательность отдельных событий, либо в) пропущены отдельные смысловые звенья (1-2). Рассказ составлен с некоторой помощью (стимулирующие вопросы, указания на картинку), достаточно полно отражена характеристика предмета. Иногда допускает ошибки, но может их исправить после уточняющих вопросов педагога. 

1 балл (низкий). Рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3). Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. Рассказ составлен с применением наводящих вопросов и указаний на соответствующую картинку или ее конкретную деталь. Допущено небольшое количество грамматических ошибок.

0 баллов (недостаточный) — отсутствие целостного рассказа. Ребёнок затрудняется в составлении рассказа по сюжетной картинке. Рассказ составлен с помощью наводящих вопросов, его связность резко нарушена, отмечается пропуск существенных моментов. Содержание рассказа не последовательно и не логично, т. к. нарушена структура повествования. Вместо рассказа — ребенок лишь отвечает кратко на отдельные вопросы либо воспроизводит некоторые слова. Допущено большое количество грамматических ошибок. 

Оценка (II) уровня активного словарного запаса:

10 баллов (очень высокий) — в речи ребенка встречаются все 10 включенных в таблицу фрагментов речи

8-9 баллов (высокий) — в речи ребенка встречаются 8-9 из включенных в таблицу фрагментов речи

6-7 баллов (средний) — в речи ребенка встречаются 6-7 из содержащихся в таблице фрагментов речи

4-5 баллов (ниже среднего) — в речи ребенка имеются только 4-5 из десяти включенных в таблицу фрагментов речи

2-3 балла (низкий) — в речи ребенка встречаются 2-3 из включенных в таблицу фрагментов речи

0-1 балл (недостаточный) — в речи ребенка имеется не более одного фрагмента речи из тех, что включены в таблицу.

Материалы для скачивания по методике «Расскажи по картинке»

Скачать

Проба на понимание логико-грамматических конструкций.

Методики диагностики уровня мышления

О методике:

Автор: Н. Я. Семаго, Н.Н. Семаго

Источник: Семаго Н.Я., Семаго М. М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст М.: Айрис-пресс, 2005.

Цель: анализ сформированности квазипространственных представлений на уровне понимания речевых конструкций (пространственно-временных, пассивных, инвертированных и иных сложных логико-грамматических конструкций)

Оборудование: набор картинок для двух проб речи:
1) с активными и пассивными действиями
2) с перемещением предметов в пространстве

Анализируемые показатели:

1. В первой части пробы исследуется понимание подобных конструкций; умение работать со сравнительной степенью прилагательных; характер ошибок (качественный анализ); объем необходимой помощи взрослого.
2. Во второй части пробы исследуется понимание взаимно-пространственных отношений.

Процедура

Проба 1: перед ребенком выкладываются парные картинки. Исследователь задает ребенку предложение в соответствии с одной из картинок и просит показать, на какой из них это изображено. Всего предлагается 9 предложений. Если ребенок отвечает правильно, соответствующий результат заносится в протокол и дает +1 балл. Если же картинка определена неправильно, результат равен 0 баллов. 

Проба 2: перед ребенком кладется набор картинок со взаимным пространственным перемещением ящика и бочонка. Как и в первой части пробы, специалист зачитывает одну из конструкций (например, «ящик за бочонком»), согласно которой ребенок должен выбрать правильную картинку. Всего предъявляется 6 конструкций. Результаты аналогично заносятся в протокол: правильный ответ +1 балл, неправильный 0 баллов.  

Оценка (I) уровня понимания активных и пассивных речевых конструкций

7-9 баллов (высокий)

4-6 баллов (средний)

0-3 балла (низкий)

Оценка (II) уровня понимания взаимно-пространственных отношений

5-6 баллов (высокий) 

3-4 балла (средний) 

0-2 балла (низкий) 

Материалы для скачивания «Проба на понимание логико-грамматических конструкций»

Скачать

«Сюжетные картинки»

Методики диагностики уровня мышления

О методике:

Автор: Н.Н. Берштейн

Источник: Сборник психологических тестов. Часть II: Пособие/ сост. Е. Е. Миронова — Мн.: Женский институт ЭНВИЛА, 2006 — 146 с.  

Цель: определение способности к логическому мышлению, обобщению, умение понимать связь событий и строить последовательное умозаключение.

Анализируемые показатели: правильность расположения карточек с рисунками; формулирование высказывания, лексико-грамматическое его построение и внешнее воспроизведение. 

Процедура: перед ребенком раскладываются в произвольном порядке 4-6 картинок (в зависимости от способностей), объединенных одним сюжетом. Испытуемый должен восстановить правильный порядок и рассказать, какой сюжет изображен на картинках.

Оценка:

Высокий уровень (3 балла) — ребенок принимает задание, раскладывает картинки в определённой последовательности, объединяя их в одно событие и может составить рассказ об этом.

Средний уровень (2 балла) — картинки разложены правильно, но рассказ ребенок смог составить только при помощи наводящих вопросов.

Низкий уровень (1 балл) — задание понимает, раскладывает картинки без учёта последовательности событий, изображённых на картинке, воспринимает каждую картинку как отдельное действие, не объединяя их в один сюжет.

Недостаточный уровень (0 баллов) — не справился с заданием.

Считается, что ребенок не справился с заданием в том случае, если: 

— не смог выложить последовательность картинок и отказался от рассказа;
— по выложенной им самим последовательности картинок составил нелогичный рассказ;
— выложенная последовательность не соответствует рассказу (за исключением тех случаев, когда ребенок после наводящего вопроса взрослого меняет последовательность, несоответствующую рассказу); 
— каждая картинка рассказывается отдельно, сама по себе, не связанно с остальными — в результате рассказа не получается;
— на каждом рисунке просто перечисляются отдельные предметы.

Материалы для скачивания по методике «Сюжетные картинки»

Скачать

«4 лишний»

О методике:

Автор: (С. Я. Рубинштейн) адаптирована Н. Л. Белопольской

Источник: Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2111 «Дефектология», 3-е изд., перераб. и доп.-М.: Просвещение, 1986.-192 с.

Цель: установить уровень обобщения, выявить особенности протекания процессов анализа, сравнения и синтеза.

Оборудование: серии картинок (7 групп заданий по 4 задания в каждой), протокол

Анализируемые показатели: правильность указания лишнего предмета, словесное объяснение оснований выбора.

Процедура: методика состоит из 7 групп заданий (по 4 блока в каждой группе), содержащие по 4 картинки, одна из которых является лишней по тому или иному признаку. В данной методике оценивается уровень обобщений, анализа, синтеза, представления об окружающем мире и активный словарный запас ребенка.

В начале проведения необходимо озвучить задание: «Сейчас я положу перед тобой карточку. На ней изображены 4 картинки. Найти ту, которая не подходит, лишняя и объясни, почему».

Ответы ребенка заносятся в протокол по критериям: выделение лишнего слова, выделение общего родового понятия. 

Оценка:

Высокий уровень (3 балла) — ребенок правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения объединенных в одну группу предметов и «лишнего» предмета. Производит развернутые обобщения в речи, способен объяснить свое решение в речевом плане, способен видеть два возможных решения задачи;

Средний уровень (2 балла) — родовое понятие называется неточно или дается описательная характеристика понятия с называнием существенных признаков, ошибку исправляет при оказании помощи. Решает не все задания из данной группы или не во всех может дать обобщение на вербальном уровне.

Низкий уровень (1 балл) — родовое понятие не определяет, обобщение происходит по конкретным (цвет, форма, размер и др.,) или ситуативным (объединение испытуемым предметов, используемых в конкретных житейских ситуациях) признакам, которые не являются существенными. Или искажение обобщения, которое проявляется в объединении предметов по «латентным», скрытым признакам. 

Материалы для скачивания по методике «4 лишний»

Скачать

 Методика «Четвёртый лишний» А. Н. Белопольской была перенесена нами в цифровую среду и доступна для тестирования в дэмо режиме  

Четвёртый лишний

«Нелепицы»

Методики диагностики уровня мышления

О методике:

Автор: Забрамная С. Д.

Цель: оценка элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира.

Оборудование: картинки с «нелепыми» фрагментами

Процедура: ребенку предлагается картинка. Далее он получает инструкцию: «Посмотри внимательно на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте? Если нет, то укажи на это и объясни, как должно быть». Сначала ребёнок просто называет все нелепицы и указывает их на картинке, а затем объясняет, как должно быть на самом деле. На выполнение задания выделяется 3 минуты. За это время ребёнок должен показать и объяснить как можно больше нелепиц. Все объяснения дословно записываются в протокол.

Анализируемые показатели:
—Характер наглядно-образного мышления
—Возможность узнавания конфликтных изображений и понимание нелепости изображенных объектов
—Специфика эмоционального реагирования на содержание картины
—Умение грамматически правильно выражать свою мысль
—Умение рассуждать

Оценка:

10 баллов (очень высокий) — за отведенное время (3 мин) ребенок заметил все имеющиеся на картинке нелепицы. Фрагменты анализирует в определённом порядке (слева направо или сверху вниз). Объяснения «нелепиц» содержательны.

8–9 баллов (высокий) — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть.

6–7 баллов (выше среднего) — ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть.

4–5 баллов (средний) — ребенок правильно выявляет все «нелепицы», но в ходе выполнения задания нуждается в стимулирующей помощи. Анализ фрагментов картинки проводит непоследовательно. Объяснение некоторых «нелепиц» вызывает затруднение (ребёнок не может вербально выразить свою мысль).

2–3 балла (низкий) — за отведенное время ребенок не успел заметить 1–4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, не смог объяснить, как должно быть. Требуется постоянная стимуляция и помощь взрослого. Направляющую помощь «принимает». Выявить все «нелепицы», равно как и дать им объяснение, самостоятельно ребёнок не может. Образец анализа использует стереотипно.

0–1 балл (недостаточный) — за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц, не смог объяснить, как должно быть. Ребёнок не проявляет интереса к заданию, часто отвлекается. Понять и выявить самостоятельно «нелепицы» ребёнок не может. Стимулирующую и направляющую помощь «не принимает». Образец анализа не усваивает.

Материалы для скачивания по методике «Нелепицы»

Скачать

«Пирамидка»

(2-5 лет.)

Взрослый показывает образец пирамидки или башенки, фиксируя внимание ребенка на том, что пирамидка (башенка) ровная: «Посмотри, какая ровная пирамидка». Затем образец разбирается, и элементы выкладываются перед ребенком в беспорядке. 

Экспериментатор просит ребенка: «Собери пирамидку, как было». Если ребенок затрудняется, то взрослый показывает ему на первых двух элементах, как надо выполнять задание.

1. Высокому уровню соответствует выполнение задания на основе зрительного соотнесения.

2. Среднему уровню соответствует примеривание, сопоставление элементов пирамидки (башенки) до надевания на стержень (мисочек друг на друга).

3. Низкий уровень рассматривается как отсутствие самостоятельного решения данной задачи. В этом случае ребенку можно предложить выполнить задание с меньшим количеством элементов.

Методики диагностики уровня мышления

«Почтовый ящик» 

(3-7 лет)

Экспериментатор раскладывает перед ребенком фигуры-вкладыши и ставит ящик с прорезями. «У нас с тобой есть необычный почтовый ящик и необычные письма. Для каждого письма — свое окошечко. Постарайся опустить письма в этот необычный почтовый ящик». Ребенок должен поместить фигуры-вкладыши в ящик через соответствующие им прорези.

Если ребенок принял задание (понял задачу), то для оценки уровня развития восприятия формы и пространственных отношений важен способ выполнения задания.

1. Высокому уровню выполнения задания соответствует решение ребенком задачи на основе зрительного соотнесения основания фигуры-вкладыша с прорезью в ящике.

2. При среднем уровне дети не всегда пользуются зрительным соотнесением, часто примеривают, прикладывают фигуру-вкладыш к подходящей прорези. Простые фигуры-вкладыши (с основание — круг, квадрат) зрительно соотносят с прорезями, а сложные (с основанием — треугольник, многогранник) примеривают, прикладывают к разным, в том числе и не соответствующим нужным прорезям.

3. Низкому уровню соответствует выполнение задания способом проб и ошибок (ребенок пытается протолкнуть сна-чада один, потом другой и т. д. вкладыш в одну и ту же прорезь. Затем принимается за следующую прорезь и т. д.).

Методики диагностики уровня мышления

«Доска Сегена»

(1-7 лет)

Материал: доски с углублениями-пазами,  в которые вложены фигурки цельные или разрезанные на части, точно соответствующие пазам.

Ход выполнения задания:  ребенку показывается доска с вкладками, затем у него на глазах доска опрокидывается так, что вкладки падают на стол. Ребенку предлагается заполнить выемки.

1. Высокому уровню соответствует выполнение задания на основе зрительного соотнесения. Допустимы 1–2 практические пробы в случае шестисоставной картинки.

2. Среднему уровню соответствует правильное сложение картинок, достигнутое путем проб, прикладываний (3-х, 4-х, 5-ти и 6-ти составных).

3. При низком уровне картинки составляются с многочисленными неадекватными пробами или вовсе не складываются.

Методики диагностики уровня мышления

«Разрезные картинки»

(от 3-х лет)

Ребенку  последовательно  предлагаются  для складывания части разрезанных по фону или контуру фигур.  Части выкладываются перед ребенком в таком порядке,  чтобы их  нужно  было  не просто  сдвинуть, а предварительно придать им нужное положение.  Во всех случаях фигуры, которые должен сложить ребенок, не называются.  

Норма выполнения :  большинство детей старше 4-х лет действуют соотнесением  взором.  Нормой  при складывании картинки из 5-ти частей (дается детям с 5-ти лет, справившимся с предыдущими заданиями) считается использование проб.  

Методики диагностики уровня мышления

«Кубики Кооса» 

(5-7 лет)

Ребенку дают кубики и какой-либо из чертежей. Затем просят составить из кубиков изображенную на чертеже фигуру. Целесооб­разно начинать с более легких чертежей.  

Норма выполнения: дети 5-летнего возраста выполняют задание с 4-мя кубиками с помощью зрительного соотнесения, но допустимо и примеривание. С 6-ти лет дети выполняют те же задания при зрительном соотнесении, а с 7-ми лет — действуют на основе представлений.  

Методики диагностики уровня мышления

«Четвертый лишний»

(от 5 лет)

Материал: набор карточек, на каждой из которых изображено по 4 предмета. Три изображения относятся к одной категории, четвертое, сохраняя внешнее сходство с остальными или входя в одну действенную ситуацию, не относится к этой категории. Карточки составляются по следующему принципу:

Инструкция: «На каждой карточке изображены 4 предмета. Три из них между собой сходны, их можно назвать одним названием, а четвертый к ним не подходит. Найди этот неподходящий предмет, скажи, почему он не подходит к остальным и скажи, как можно назвать остальные 3 предмета».

Норма выполнения: дети пятилетнего возраста справляются с заданием в действенном плане, обобщая сходные предметы на функциональном уровне и определяя «лишний» предмет способом противопоставления (например: это обувь, а это — не обувь). Дети с 6-ти лет в обоснование сходства и различия вводят отдельные отвлеченные категории, частота употребления которых возрастает к 7-ми годам.  

Методики диагностики уровня мышления

 Методика «Четвёртый лишний» А. Н. Белопольской была перенесена нами в цифровую среду и доступна для тестирования в дэмо режиме  

Четвёртый лишний

«Матрицы Равена»

(5-11 лет)

Инструкция: Здесь в рамке рисунок коврика, у которого не достает одной части. Ее отсюда вырезали. Каждый из этих кусочков (показываем все по очереди) имеют одинаковый вид, по которому они подходят для пустого промежутка, но только один из них правильный полностью. Посмотри: N1 — форма правильная, но образец неверный, N 2 — вообще нет образца, N 6 — почти верный, но тоже плохой (показываем на белое место) и т. д. Только один из них верен. Покажи тот кусочек, который полностью подходит». После нахождения правильного ответа ребенку предлагается следующее задание.  

Оценка решений. За каждое правильное решение начисляется 1 балл. Суммарное количество баллов, полученных при решении 35 заданий, является основным показателем, который интерпретируется путем сравнения с нормами для данного возраста.   

Методики диагностики уровня мышления